Вышла новая статья лаборатории, где я работаю - правда, я пока не заслужил быть включенным в авторы. Но эффект, нами показанный, довольно интересен и оригинален.
На сегодня известно много различных модификаций белков - фосфорилирование, убиквитинилирование, миристиилирование и прочие ...-ирования. Каждая модификация, считается, может менять активность белка -упрощенно говоря, включаь или выключать какую-либо функцию (на самом деле не всегда, но об этом как-нибудь в другом посте).
Есть некий транскрипционный фактор - RelA, или р65. Это один из критических медиаторов воспаления, и львиная часть противовоспалительных препаратов направлена на ингибирование именно этого фактора. Общая схема сигнального пути (он называется канонический NF-kappaB путь):

Голубенький RelA - тот самый транскрипционный фактор о котором речь
Известно, что сам транскрипционный фактор может пост-транскрипционно модифицироваться: фосфорилироваться (это вроде его активирует), ацетилироваться (это его тоже активирует), а также убиквитинилироваться - это убивает фактор (он расщепляется в протеасоме), т.е. ингибирует его активность.
И ацетилирование, и убиквитинилирование происходит путем присоединения лиганда к боковой цепи лизина. Их, лизинов, у RelA семь. И вот с помощью масс-спектроскопии нами было отмечено, что те же самые лизины могут быть или ацетилированы (фактор активен, "открыто"), либо убиквитинилированы (фактор неактивен, "закрыто").
Из этого побочного наблюдения и выросла статья - ацетилирования и убиквитинилирование исключают друг друга, поэтому служат конкурентной регуляторной системой. Допустим, чтоб продлить воспаление, клетка ацетилирует фактор, и он становится на какое-то время не чувствительный к убиквитин-лигазам, которые стремятся его выключить. С помощью такого метода клетка можелирует длительность воспалительного ответа.
В общем,
Статья: Regulation of NF-κB activity by competition between RelA acetylation and ubiquitination